Серость без просвета
Так получилось, что, прожив в Москве пять лет, я только недавно осознал одну вещь, которая раньше мне не приходила на ум, - я живу в городе бесконечной серости. Она была вчера, она есть сегодня и будет завтра. Серость без просвета. Конечно, может быть, я несколько преувеличиваю. Но вы знаете, очень просто забыть те замечательные солнечные осенние денечки, когда двенадцатый день подряд на улице нет и намека на луч солнца.
В октябре я переехал в новую квартиру. И, несмотря на то, что люблю прогуливаться голым по квартире, и что окно на кухне выходит на одну из центральных улиц Москвы, я не стал вешать занавески. И сделал это не для того, чтобы разделить с прохожими радость от моего обнаженного бледного тела, а для того, чтобы чудное московское солнце могло проникать в кухню свободно, наполняя светом начало каждого нового дня. К сожалению, пока у моей кухоньки было мало таких ярких и солнечных дней. Все потому, что в наш прекрасный город пришло особое время года - сезон Серости.
Я жил уже в городах с плохой погодой. И в Бостоне, и в Чикаго тоже есть свои депрессивные периоды. Но Москва уникальна. Здешняя серость особая. Это московская Серость, для которой дождливый день не больше, чем дальний родственник. Обычная серость - это либо когда идет снег, либо когда заблудившийся солнечный луч иногда пробивается сквозь просвет в нависших над городом тучах. Простая серость это еще, когда в город пришел циклон или над ним стоит смог.
Однако Московская Серость не такая простая штука. Ее не назовешь безобидной и она гораздо мрачнее, чем просто тучи. Это и погодой-то не назовешь. Нет, московская Серость - это движущаяся громада бесцветного небосвода, чьи края раскинулись дальше, чем можно охватить взглядом. Ее нельзя ощутить, это внеземной, необъятный и жадный до света мрак, который живет только для того, чтобы подавлять город своей свирепой бесформенностью, не позволяя даже тусклому лучику достичь крыш самых высоких московских многоэтажек. Даже счастливые обитатели пентхаусов в "Алых Парусах" не могут похвастаться обилием солнечного тепла. Серость - великий социальный уравнитель. Она одинаково лишает живительной энергии солнца и московского принца, и московского нищего.
Самое неприятное в том, что серость не ограничивается небом. Она спускается на город и покрывает все вокруг пепельным мраком. Она - неусыпный монохромный урод, который слизывает цвет с деревьев и цветов и укутывает весь город, от пастельных новостроек в Химках до грязновато-коричневых хрущевок в центре, в одно бледноватое покрывало. Сквозь эту серость даже разряженные в роскошь от Dolce&Gabbana и бриллианты тусовщики выглядят тускло, а вездесущая неоновая реклама начинает мигать слабо и немощно.
Серость ничего общего не имеет с романтическим "дождливым днем". Это не мягкое межсезонье, когда летние дни уже закончились, а осень еще не вступила в свои права. Это и не приятное меланхоличное время, когда вспоминаешь потерянную любовь, друзей и семью. В Серости нет ничего доброжелательного и спокойного. Скорее, она безжалостный, агрессивный враг, серая громада, которая ведет осаду психики каждого из нас. Этот противник настолько неизбежен, что даже отвечающий за столичную погоду мэр Москвы не знает, как с ним бороться.
Нет, московскую Серость не победить. Ее можно только вытерпеть и пережить. В английском языке, слово "weather" - погода - значит еще и "пережить". И это лучший совет, на который можно надеяться в серый сезон - просто перетерпеть. "Мы когда-нибудь вновь увидим солнце?" - мой любимый вопрос в такие дни. Эта моя шутка, в отличие от большей части остальных, неизменно вызывает смех у моих многострадальных, лишенных света друзей-москвичей. И они всякий раз отвечают - "Будет. В феврале!" Да уж, остается терпеть.
Итак, что же нам делать, пока наша кожа приобретает налет томной бледности? Как пережить Серость и не стать душевнобольным? Кто-то из нас скроется в прекрасных музеях и галереях. Некоторые превратятся в дневных фанатов московской сцены и концертных залов. Другие отправятся в кино и будут греться в мерцающих лучах экрана; другие засядут за компьютер, чтобы коротать мрачные дни в режиме онлайн-свидания. Кто-то будет кружиться в пульсирующем освещении ночных клубов. Мы сбежим в кафе, библиотеки, на занятия йогой, хоть куда-нибудь, чтобы пробиться сквозь незыблемую скуку бессолнечного ада.
У меня есть идея. Смиренно позволю себе предложить одержимому праздниками российскому правительству ввести еще одни каникулы. Рождественские и новогодние отпуска и так достаточно продолжительные, так почему их не растянуть месяца на два? Официально эти выходные начинались бы через неделю после первого серого дня в ноябре и заканчивались бы с возвращением солнца в начале февраля. Их можно было бы так и назвать - "Серые Дни". Тогда бы мы смогли съездить к своим родственникам, которые живут вне Москвы или рвануть на зиму в Сочи, Турцию или Египет. Что скажете - давайте слиняем отсюда, пока не вернутся ясные морозные дни? Кто со мной?