Архив 2011-05

Как Серегу в армию провожали

В мае наложено народное табу на свадьбы, чтобы "не маяться". В мае вспоминают о ветеранах войны и провожают на службу будущих солдат.

Я давно хотел снять без прикрас проводы в армию. Пошел в военкомат города Тары, где живу. В период призыва из нашего района "забривают" 80-100 парней. Мне предложили на выбор 10 призывников, которые сегодня-завтра отправят в войска на срочную службу. Семеро из предложенных были жителями окрестных сел и деревень. Это и определило мой выбор – деревенские не "косят" от армии. Так я и познакомился с Сергеем Сайковским.

Он живет в деревеньке Гриневичи в 70 км от Тары. Окончил девять классов и пошел работать на пилораму. Лес дает заработок местным мужикам. Но и дома забот хватает. Родители Сергея держат приличное хозяйство: коровы, свиньи, куры, кролики, засевают гектар (!) картошки.

В дальних деревнях надеются только на себя и свое подворье, ну и лес еще кормит.
Вот и Гриневичи – крепкая деревня, с тайгой за околицей. Живет своим трудом. Заброшенных пустых домов почти нет. Я часто убеждаюсь, что чем дальше поселение от города, тем естественнее там налажен жизненный лад. И дружнее там живут люди. Беды и праздники переживают вместе, а в городских домах соседи по лестничной площадке частенько и не знают друг друга.

В семье Сайковких – три сестры, а Сергей - единственный сын, поэтому всю тяжелую работу по дому ему приходится делать вместе с отцом.

Дальше Омска, областного центра в 300 км от Тары, Сергей нигде не бывал. В большой город переезжать не хочет. Отлучаться из родной деревни готов, но только на северные вахты ради заработка.

Парень рано возмужал. Можно сказать, стал мужиком – в 19 лет женился. Не по "залету", как часто происходит в таком возрасте, а по любви. Его супруга Женя окончила омский колледж, вернулась домой, помогает по хозяйству.

В армию Сергей особо не рвался.

- Знаешь, - признался он мне, - пока не наступит срок, что завтра тебе идти в армию, все пацаны говорят: "Хочу служить!", но лишь придет час, когда тебя уже никто не спрашивает, а вручают повестку с конкретной датой, то бравировать не очень хочется. Меня сначала отправили от военкомата учиться на права, хотя за рулем мотоцикла и трактора я с малых лет.

Стол накрывается богатый, как на хорошей свадьбе. Все продукты – домашние. Покушать в деревне любят. Для того в немалой степени и трудятся. Отец Сергея жалеет, что нынче у них перестали гнать самогон. Мол, отечественному производителю доверять нельзя - "все из одной бочки, отрава…"

На проводы приходит много гостей. Семья Сайковских в Гриневичах на хорошем счету. Из сотни жителей деревни половина здесь – за столом, хотя многие не смогли прийти из-за посевной и других земных забот.

Когда я увидел людей, пришедших на проводы земляка, всех вместе – за одним столом, то почувствовал – есть в них какая-то здоровая природная сила. Иногда кажется, что эти крепкие мужички и есть настоящая, негламурная и неглянцевая Россия. Ее фундамент, который не замечают. Ее основа, которая где-то в тени, почти в земле, но она есть и вовсе не слабая.

На деревенском застолье нет пошлых конкурсов и модных песен. Служившие когда-то мужики наперебой дают Сергею советы, как легче приспособиться к армейским условиям. Почти все гости в свое время тянули солдатскую лямку – два, а то и три года. Двое из гостей участвовали в чеченской войне. К их словам Сергей прислушивается особенно внимательно. Ему служить всего год, но мало ли что может случиться…

Все мужчины, бывалые или ровесники Сергея, курят. А вот курящих женщин я в Гриневичах не видел. Если и есть такие, то, наверное, прячутся подальше от людских глаз, когда дымят.

Иностранных песен в этот вечер не звучало. И не потому, что гармошка есть почти в каждом доме. Просто люди поют те песни, которые знают. И вся гулянка была словно похожа на действие из советского фильма, когда все герои и эмоции – на виду. Как в песне поется: "От людей на деревне не спрячешься…" А далее там есть слова про камень за пазухой. Так вот: не держал никто камень за пазухой на Серегу. Хотя к пику застолья народ разгорячился, и, как я понял, в такие моменты здесь иногда случаются разборки на кулаках.

В 3:30 утра все гости и даже те жители деревни, которые не были на гулянке, вышли на улицу и пошли по этой единственной улице на край деревни. Там Сергея ждал УАЗик – "таблетка" - машина сельской администрации. На ней он отправился в почти 100-километровый путь по бездорожью в военкомат Тары, где была назначена явка на 6:30 утра.

В райцентр вместе с Сергеем поехала Женя. Прощались они в последний раз у ворот военкомата. Оттуда Сергея и других призывников повез автобус до сборного пункта в Омске. Еще 300 км, но по асфальту, правда, изрядно раздолбанному.

В этой фотоистории явно не хватало кадра Сергея в форме. И я рванул за ним вдогонку в Омск. Весь день прождал у ворот облкомиссариата, пока начальники что-то согласовывали, я ждал разрешения на съемку на территории сборного пункта. Не дождался. Через день, созвонившись с Сергеем, узнал о часе отправки призывников на омском ж/д вокзале. Там и сделал последний кадр.

Возвращайся домой, Серега!

И напоследок: может нехитрая жизнь Сергея послужит кому-то примером. Стоит ли витать в облаках или расчетливо карабкаться по карьерной лестнице? Мол, еще преодолею ступеньку, а вот потом-то и заживу по-настоящему… Не легче ли жить как Серега, ничего не откладывая "на потом"? С малых лет быть самостоятельным, стать мужем, работать, не бояться службы в армии – жить, а не вечно готовиться к жизни?

О мужской рыбалке

После завтрака, спасаясь от солнца, я заполз под самую главную пальму, под которой работал беспроводной интернет, и приготовился побродить по просторам сети, ожидая вечера и обещанных рыбаков. Но ставшая уже привычной суета у реки сегодня была чересчур бурной.

Я пригляделся, благо, мой чудо-выход в интернет был не так уж далеко от реки, и с удивлением обнаружил, что на реке рыбачат какие-то парни в чалмах. Хотя мой знакомый утверждал, что рыбалка тут только утром и вечером. Конечно же, я пошел полюбопытствовать.

Я уже довольно много общаюсь с непальцами и могу отличать их от индусов. Первое что бросилось в глаза - передо мной явно не непальцы. После я узнал, что эти ребята вообще не из деревни, они - странствующие рыбаки. По сути - это цыгане. Живут только за счет улова. Что не съедят, продают. Поэтому-то я и смог их увидеть тут днем. Местные в это время заняты на своих земельных участках, либо на работе: довольно много народу тут работает в сфере обслуживания туристов. Да и рыба, как я понял, в жару полуденную не слишком активна.

Принцип ловли у странствующих рыбаков такой: они делятся на две группы и становятся по берегам реки напротив друг друга. Выбрав, по их мнению, удачное место, раскручивают свои сети и одновременно забрасывают их в воду. Наблюдая за этими забросами и за тем, как у них все это получается - ловко и синхронно, подумал, что у ребят, наверное, очень богатая практика.

Сеть при броске начинает раскрываться и в воду падает, уже полностью раскрывшись, покрывая вкруговую примерно 2-3 метра. Грузила, которые равномерно расположены по всему диаметру, тянут сеть на дно. В руках у рыбаков остается конец веревки, продетой по краям сети. Они начинают тянуть веревку, которая постепенно превращает сеть в мешок, и если в это время над ней была какая то живность, она и будет уловом.

Довольно быстро эти рыбаки поняли, что с рыбой совсем плохо. Они поменяли несколько мест, но, увы, все было пусто. Не прошло получаса, как они собрали снасти и ушли.

Теперь стало ясно, что вечером я, скорее всего, увижу других рыбаков. Только местные жители могут позволить себе использовать для рыбалки лодки. Один, отталкиваясь шестом от дна, управляет транспортом, второй закидывает сеть. Вообще, у ребят с чувством равновесия все в порядке. Баланс держат идеально.

Иногда рядом с лодкой по берегу идет еще один рыбак и синхронно вместе с рыбаком, который в лодке, пытается кидать сеть в воду. Но мне кажется, порой и это не помогает. Рыба, как известно, дело тонкое - либо она есть, либо ее нет.

Ввечерний улов тоже был никаким. Если рыбаки видят, что клева нет, долго не мучаются и не ищут новые места, как это делают наши. Сворачивают снасти и идут домой есть свой замечательный далбат.

Блок питания

Федор Телков Федор Телков | 10:10, вторник, 3 мая

Комментарии (19)

Эти 25 продуктов питания – норма потребления, разработанная Институтом питания АМН совместно с Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН и Министерства труда России. Стоимость набора всех продуктов (наряду с непродовольственными товарами, услугами, обязательными платежами и сборами) входит в расчет прожиточного минимума. Его назначение заключается в оценке уровня жизни населения, расчете заработной платы, размера пенсии, стипендии, социальных выплат и помощи, расчете федерального бюджета, региональных бюджетов и т.д.

Сумма рассчитывается для каждой области отдельно в связи с различной местной экономической ситуацией, также отдельно считаются средства для различных социальных групп (трудоспособное население, пенсионеры, дети).

Например, Правительство Свердловской области на I квартал 2011 года установило прожиточный минимум на уровне 5946 рублей в расчете на душу населения. Сюда входят: продукты питания – 2295 руб, непродовольственные товары – 890 руб, услуги – 2331 руб, обязательные платежи и сборы 430 руб.

На сегодняшний день в Екатеринбурге и Свердловской области на средства ниже минимума живут около 400 тысяч человек.

Норма потребления была разработана учеными из расчета на год. Авторы проекта вычислили вес продуктов на один день, зафиксировали его на электронных весах и сфотографировали.

Рис - 10 г

Масло растительное – 18 г

Хлеб ржано-пшеничный – 188 г

Молоко – 337 г

Сыр твердый – 6 г

Сахар – 57 г

Вермишель – 14 г

Пшено – 27 г

Мука пшеничная – 53 г

Сметана - 4 г

Хлеб пшеничный 1-го и 2-го сортов - 172 г

Яблоки – 53 г

Капуста свежая белокочанная – 77 г

Морковь – 103 г

Лук репчатый – 78 г

Картофель – 340 г

Колбаса полукопченая – 1 г

Колбаса вареная 1-й сорт – 1 г

Яйца – 0,4 шт

Масло сливочное - г

Маргарин – 11 г

Говядина 1-й категории – 23 г

Кура потрошеная – 48 г

Творог нежирный – 27 г

Рыба мороженная неразделанная – 32 г

Авторы проекта: Виктор Белохонов, Федор Телков

鶹 iD

鶹 navigation

鶹 © 2014 Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов.

Эта страница оптимально работает в совеменном браузере с активированной функцией style sheets (CSS). Вы сможете знакомиться с содержанием этой страницы и при помощи Вашего нынешнего браузера, но не будете в состоянии воспользоваться всеми ее возможностями. Пожалуйста, подумайте об обновлении Вашего браузера или об активации функции style sheets (CSS), если это возможно.