« Назад | Страна Russia | Вперед »

1 сентября - ежегодная паника

Дженнифер Еремеева Дженнифер Еремеева | 11:43, среда, 1 сентября 2010-01, 11:43

Моя 13-летняя дочь Вельвета осенью пойдет на второй год в школу-интернат в Соединенных Штатах, поэтому мы провели там последние несколько недель, готовясь к началу учебы.

Мой русский муж остался в Москве из-за работы.

Однако в отличие от прошлого года он неустанно следил за сборами дочери и ежечасно бурчал в Skype: "Ты подготовила все, что Вельвете нужно в школу? Сама справляешься?"

В ответ на его слова я доставала толстую папку с разноцветными анкетами из школы, едва умещающимся на одном листке бумаги списком того, что мне надо было сделать, и распечатками из интернета.

Все было в полном порядке: Вельвета сходила на рентген, проверила зрение, зубы и записалась к парикмахеру за неделю до начала учебы.

Обо всем этом я уверенно, как мне показалось, рассказала мужу.

Но он вновь раздраженно спрашивал: "Но ты все смогла купить, что ей надо к школе?"

"Что например?" - удивлялась я, припоминая все, что произошло за последнюю неделю, которую мы с Вельветой только то и делали, что покупали (и в интернете, и в обычных магазинах).

"Тетради, например", - горячился муж, - "а еще КАРАНДАШИ, ластики и... все такое".

Карандаши? Он никогда не пытался вмешиваться в такие мелочи.

Ему никогда не приходило в голову спрашивать, хватает ли у нас стирального порошка, молока или кошачьей еды. Он только делал вид, что займется этим. А занимались мы.

Так что я по привычке - столь же обычной (как хот-доги во время бейсбольных матчей) приготовила для Вельветы все, это было нужно - от коробки с шариковыми ручками до профессионального инженерного калькулятора.

Ежегодное "возвращение в школу" - это поход в Staples, самый большой в стране магазин офисных и школьных принадлежностей.

"Конечно, я все это сделала еще на прошлой неделе", - заверила я мужа и прочитала весь длиннющий список.

"Что ей еще нужно - волшебную палочку из Гарри Поттера или, может, защита для игры в квиддич [игра в романе Джоан Роулинг о Гарри Поттере]?" - спросила я.

Муж рассмеялся и вычеркнул навсегда из своего списка заботу о школьных принадлежностях Вельветы.

Если честно, я просто не поняла его беспокойства, причина которого, как мне кажется, в его советском детстве, когда не было шариковых ручек, а тетради можно было достать только "по блату".

Мне кажется, что подобный страх все еще живет в русских, несмотря на бурно развивающуюся экономику и рекламу.

Последняя неделя в Москве, когда дети от семи до 22 лет возвращаются в город к первому сентября, - это кромешный ад.

И так плохо организованное дорожное движение полностью встает на долгие часы, когда спешащие родители едут из одного конца города в другой за эксклюзивной школьной формой и французскими словарями.

Загоревшие на даче франтоватые мамы бегут из одного книжного магазина в другой, выстаивают в очередях и с необычным остервенением расталкивают локтями своих соотечественников, чтобы сложить в стопку купленную бумажную продукцию и государственные учебники, которые, как мне кажется, печатают, не обращая внимания на демографическую статистику.

Нехваткой учебников пользуются подозрительные типы в грязных дождевиках, которые тихо спрашивают у покупателей рядом с книжными магазинами: "Нужен ли вам учебник по математике?"

У них с собой списки всех книжек, которых вы не найдете в магазине и которые они вам продадут, если вы будете достаточно смелыми, чтобы проследовать с ними до темной аллеи, где стоит их разбитая Лада.

Родителям нет никакого удовольствия заниматься покупками к школе в Москве, в отличие от Штатов, где они запоем тратят деньги на всевозможные тетради, стикеры, ручки, зная, что относительная свобода уже не за горами.

В США самые напряженные - это дни перед началом учебы, тогда как самый первый день проходит гораздо спокойней.

В России все несколько по-другому, эмоциональная кульминация приходится именно на 1-е сентября.

После происходящих всегда в последний момент судорожных последних приготовлений вдруг наступает 1-е сентября и, как по мановению волшебной палочки, тревога уходит вместе с "Первым звонком" - ритуалом, который стал такой же неотъемлемой частью российской жизни, как военные парады,  блины и икра.

Во время "Дня знаний" русские дети блестят как начищенные пятаки: мальчики - с яркими туфлями и отмытыми лицами, девочки - с убранными в прически волосами.

Они аккуратно держат в руках букеты цветов для учителей - так, чтобы цветы не касались костюма, но и не помялись перед вручением.

Дети идут по улицам в школу. Младшеклассники - держа родителей за руку, старшие - с деланным равнодушием, встречаясь после летних каникул со своими друзьями.

1-го сентября музыка освежает атмосферу Москвы и по крайней мере на одно осеннее утро в городе воцаряется большой праздник.

В такие дни я не могу не расплакаться. Как и во время покупок карандашей в Staples.

КомментарииОставить комментарий

  • 1. в 12:54 PM 01 сен 2010, svetlana написал(а):

    А вашему мужу не хочется написать об американской жене и ее стране? Да наши дети начищенные как пятоки, лучше чем ваши в разношенных пижамных штанах и пляжных шлепках..

  • 2. в 02:57 PM 01 сен 2010, Вячеслав написал(а):

    "Если честно, я просто не поняла его беспокойства, причина которого, как мне кажется, в его советском детстве, когда не было шариковых ручек, а тетради можно было достать только "по блату"."

    Что за бред? Ручки и тетради спокойно продавались в советское время.

  • 3. в 04:00 PM 01 сен 2010, Георгий написал(а):

    Дженнифер, фантастическая заметка!
    Тетради которые надо было доставать по блату в СССР это совершенно шикарно. Я такого не помню, но Вам наверно лучше знать.
    Рассказать историю о том, что муж озаботился подготовкой своей дочери в школу в негативном ключе это надо уметь.
    Читать постоянно о том как плох ваш муж или его друзья, утомляет.
    Насколько можно понять по вашему блогу, Вам не нравятся русские, Россия, ваш муж. Если так рекомендую уехать из России и жить в США, вам там там будут рады.

  • 4. в 04:04 PM 01 сен 2010, Sasha написал(а):

    Уважаемая Светлана, хотелось-бы проинформировать Вас о том что в некоторых американских школах есть тоже школьная форма, хотя в основном в частных. Насчет пижамы то ее дети одевают на организованные школой пижамные дни в которых дети также могут принести свои мягкие игрушки, одеяла или подушки. учителя при етом тоже одеты соответстбенно в ночные рубашки и комнатные тапочки. Это делается с целью разбить обычную школьную рутину ярким событием, рассказать так же о сне и отдыхе почитать сказку, выучить колыбельную песенку, а также приблизить школьную среду к домашнему комфорту ведь это их второй дом.
    Вьетнамки в школе куда ходят мои дети строго воспрещены и не потому что их вид не соответствует чему то представлению об одежде, а по тому что это вопрос безопасности, которому здесь уделяют огромное значение; чтобы пяточки и пальчики никто не отдавил.
    И последнее и самое непонятное для людей как Вы, Светлана, Это очень важное для каждого человека в Америке понятие свободы выбора, удобно во вьетнамках одеваю вьетнамки, хочу идти в пижаме, иду в пижаме по тому что это мой и только мой выбор, и никто не покажет на меня пальцем и не выскажет не нужных комментариев. Конечно у каждого права есть свои побочные эффекты, от сюда и вытекает так называемый дресс код в определенных организациях.

    А вам дорогая Дженифер спасибо за Ваш блог, читаю его всегда с удовольствием.

  • 5. в 04:43 PM 01 сен 2010, Владимир написал(а):

    "Если честно, я просто не поняла его беспокойства, причина которого, как мне кажется, в его советском детстве, когда не было шариковых ручек, а тетради можно было достать только "по блату"."

    М-да....
    А кто-то еще будет говорить, что американцы не живут стереотипами о России. Даже Дженнифер, несмотря на русского мужа, не в курсе, в фраза "в СССР ничего не было, все было дефицитом" на самом деле касается совсем даже не всего. Достаточно было продуктов - с голоду никто не пух, вполне можно было одеться (не на торжественный прием, но повседневно - в любом месте, а кому надо - масса пошивочных ателье). Велосипеды, мотоциклы - повсеместно. А уж ручки, тетради, учебники, карандаши - и в книжных, и в галантерее и в хозяйственных

  • 6. в 05:53 PM 01 сен 2010, катарина написал(а):

    Какие мы все-таки с вами разные. Почему оставить в стороне попытки укусить русских хоть за что-нибудь? Тем более, что муж русский? В конце-концов и ему это надоест, этот плохо читаемый подтекст и он найдет себе русскую женщину, прямую и добрую.Мы уже все знаем, что США богатая страна, в школе там узкая с-пециализация, каждый отвечает за малюсенький клочочек образования американских детей. Поэтому в результате получается такой пестрый и бестолковый мир, типовые фильмы и манеры, одинаковые ужимки и прыжки. Скучно с вами дело иметь. Всегда, когда я читаю автора ББС, я знаЮ. что где-то собака порылась. Иначе вас не напечатают, да?

  • 7. в 06:17 PM 01 сен 2010, Владимир написал(а):

    Действительно бред про тетради! Канцтовары для школьников были всегда в наличии (говорю о 80х).

  • 8. в 02:57 AM 02 сен 2010, Рашид написал(а):

    Нормально.

    Это и есть американский стиль жизни, собственные устоявшиеся стереотипы и бытовую недееспособность мужа выставлять как истину в последней инстанции и публиковать в новостях. Автору: забыли про водку и медведей. 50 грамм обязательно наливают первоклашкам, а медведь танцует с директором школы на линейке.

  • 9. в 04:52 AM 02 сен 2010, Ирина написал(а):

    мда, я училась в школе с 1985 до 1996. Были годы, когда мы аккуратно доставали несписанные листики со старых тетрадок и делали из них новые. Только этим и спасались.

  • 10. в 05:35 AM 02 сен 2010, AT написал(а):

    Зачем вы сочиняете небылицы?
    Могло чего-то не быть в магазинах, например, продуктов, но уж ручки и тетради были всегда!

  • 11. в 09:37 AM 02 сен 2010, Алексей написал(а):

    Дженнифер, отличная заметка.
    Печально, что комментируют в основном люди без чувства юмора

  • 12. в 10:04 AM 02 сен 2010, Ольчик написал(а):

    Статья привела в бешенство!!! Практически по каждому абзацу хочется выразить протест. "...И так плохо организованное дорожное движение..." - а в США нет ажиотажа на кануне важных событий или этот день не важный для них?
    "..франтоватые мамы бегут...с необычным остервенением расталкивают локтями своих соотечественников..." - куда нам русским матерям до американских!!! Это они всё делают элегантно и с толком. А мы же как курицы неповоротливые обязательно расталкивая всех локтями и чрезмерно суетясь....
    "...чтобы сложить в стопку купленную бумажную продукцию и государственные учебники, которые, как мне кажется, печатают..." - даже наши книжки и учебники Вы именуете с явным пренебрежением. И с чего вдруг Вам так кажется? С какого такого жизненного опыта формируются эти знания?
    "...подозрительные типы в грязных дождевиках..." - может вы насмотрелись ваших американских фильмов про "дураков" русских? Почему именно в дождевиках и к тому же грязных? И аллеи у нас освещены к вашему сведению и машины как и у вас есть новые и не разбитые....
    "...Родителям нет никакого удовольствия заниматься покупками к школе в Москве, в отличие от Штатов..." - это Вы так решили, что нет удовольствия. А Вы спрашивали? Нам, к Вашему сведению, очень нравится весь этот процесс...
    "...который стал такой же неотъемлемой частью российской жизни, как военные парады, блины и икра..." - Тут вы совсем всё в кучу смели: и парады и икру. День знаний и правда праздник для всех. Что тут плохого и смешного? вы же празднуете массово Хэллоуин, День Независимости. И мы не высмеиваем ни вашу индейку, ни тыкву, ни американский флаг даже на трусах...
    Это особенности наших культур и высмеивать и ставить себя выше не достойно культурного человека, на мой взгляд...Откуда в вас такой цинизм и превосходство перед нами??? Да,действительно у нас не всё идеально. Но не возможно же терпеть когда всех русских выставляют такими дремучими и неотесанными. Холодная война закончилась уже давно, расслабьтесь...

  • 13. в 11:07 AM 02 сен 2010, Наталия написал(а):

    Хотела написать про тетрадки,которых,якобы,в СССР не было,но,смотрю,меня опередили.А вот по поводу "франтоватых" мамаш,локтями оттирающих друг друга от прилавков не могу не спросить,это в Москве-то?Ну,знаете,в нашей деревне(Ростов-на-Дону) такого нет,ни в магазинах,ни на книжных рынках,где многие покупают школьные принадлежности.Что-то не то Вы написали.

  • 14. в 11:34 AM 02 сен 2010, КК написал(а):

    тетради можно было достать только "по блату" - это бред! Вот как раз этого было навалом! не придумывайте, пожалуйста

  • 15. в 12:39 PM 02 сен 2010, Ольчик написал(а):

    Уважаемая Ирина! Я как раз заканчивала школу в 1985 году и могу сказать точно, что никакого дефицита с канцтоварами не было и в помине. Да, делали из оставшихся в тетради чистых листочков себе блокнотики и книжечки. Но это было исключительно как творчество, как вещь сделанная своими руками, а не купленная в магазине.

  • 16. в 04:02 PM 02 сен 2010, Leo написал(а):

    А почему не рассказали, как после первого звонка все рассаживаются под развесистой клюквой и угощают друг друга сапогами всмятку?

  • 17. в 10:22 AM 03 сен 2010, Дмитрий написал(а):

    Что можно понять о России читая местные блоги:
    - русские пьют всегда и везде;
    - русские не умеют улыбаться;
    - русские боятся шутить о Путине и правительстве как огня;
    - русские зарываются в землю при виде милиционера;
    - в России все делается только по "блату";
    - русские на дух не переносят иностранцев;
    - в России по улицам постоянно ходят толпы скинхедов.
    Теперь еще можно узнать, что в России люди делают покупки расталкивая друг друга локтями, боясь что на всех товара типа 'тетрадь' не хватит.
    С нетерпением ждем следующих фонтазий наших дружелюбно настроенных блоггеров!

  • 18. в 10:56 AM 03 сен 2010, alim написал(а):

    Я рыдаю от умиления. но выше все уже сказали. я в школе учился в восьмидесятых-девяностых. и несмотря на то, что это было весьма тяжелое экономически время (тогда, прошу заметить, я этого не замечал), у меня никогда не было проблем с тетрадями, ручками, скрепками и т.п. Ходить в "Канцтовары" или в "Детский мир" закупаться к школе - это был маленький праздник. А учебники были библиотечные, покупать ничего не надо было - их просто выдавали на год, каких и сколько нужно. вообще, когда к нам в девяностых приезжали американские школьники (по какой-то программе, я не помню деталей), то мы над ними посмеивались за их откровенное отставание от нас по ВСЕМ дисциплинам на пару лет. и это при том, что у нас была простая средняя школа на окраине города. да и мы были скорее лоботрясами, нежели заучками.

  • 19. в 12:47 PM 03 сен 2010, Трушин Андрей написал(а):

    Поразительно. И это пишет представитель самой "демократической демократии" в мире. Презрение, цинизм, неуважение к другой стране, её народу и обычаям - всё здесь есть. В России много проблем - постепенно они решаются и, я надеюсь, будут решены. Но излагать свою точку зрения в таком хамоватом стиле и ещё заправлять всё это советскими штампами - верх неуважения.
    Это всё равно что обсуждать тучных недалёких американцев, растрёпанных американских женщин, не следящих за своим внешним видом, скучную игру бейсбол и тупой праздник Halloween.

  • 20. в 01:38 PM 03 сен 2010, Григорий написал(а):

    Насчет расталкивающих мамаш точно подмечено, не все, но такие есть, и их к сожалению пока много.
    Да и потом, Уважаемые соотечественники, чтобы такие как Дженнифер не подкалывали нас, надо быть терпимее, толерантнее, справедливее, добрее, умнее, а пока вся последняя история показывает что мы становимся антиподом всего перечисленного, к сожалению. Но, все в наших руках это изменить.

  • 21. в 09:07 AM 04 сен 2010, Челюскинец написал(а):


    Да вот только начало неудачное. Надо было так: "Кровавая заря поднималась над страшным городом Москвой.... "

  • 22. в 11:23 AM 04 сен 2010, Ирина написал(а):

    Спасибо, Дженнифер, Ваша статья меня очень повеселила.
    Наверное в Москве последний раз Вы были в 60-70-х годах прошлого века :)
    Хотя и тогда дефицитом были только красивые импортные тетради, ручки и карандаши. А дяди в плащах продавали не учебники, а "запрещенные" книги.
    В этом году я собирала внучку в 1 класс. Точно так же в клинике прошли всех врачей, цветы заказали в магазине, и букет нам домой доставили утром 1-го сентября.
    Вы будете удивлены, но большую часть школьных принадлежностей мы заказали в интернете (включая мебель для её комнаты). А в магазин зашли, чтобы выбрать девичьи фенечки. Сейчас у внучки все обложки, пеналы, ранец, мешок для сменки должен быть только с Bloom из Winx.
    "1-го сентября музыка освежает атмосферу Москвы и... осеннее утро в городе воцаряется большой праздник." - с этим согласна. Детки в сопровождении мамочек (большей частью со средиземноморским загаром) и еще многих близких людей гордо вышагивают в школу.
    И точно так же как и Вы, в такие дни я не могу не расплакаться.

  • 23. в 11:26 AM 04 сен 2010, Олег написал(а):

    Здравствуйте, уважаемая Дженнифер! Поздравляю Вашу дочку с началом учебного года! Статья интересна, поскольку написана на "горячую" тему и с оттенком иронии. Да, у нас в России, как и в прежние времена, подготовка к школе - очень серьёзное мероприятие. Сейчас в магазинах есть почти всё необходимое. Определённые трудности возникают при покупке учебников , так как требуются учебники только рекомендованных авторов. Когда мы сыну (дочка ещё маленькая - годик с небольшим) искали учебник по Истории Отечества(для старших классов), то не смогли вовремя купить нужный. И делов - то было только в том, что трактовка некоторых исторических событий немного отличалась, да авторы разные. Самое интересное, что ранее выпущенный учебник намного лучше раскрывал тематику(разница в выпуске - три года). Побегали, поискали, да и пошёл ребёнок в школу без учебника. Неделей позже нашли-таки! Ну, а насчёт иронии скажу так: ничего страшного нет. Глобализация заставляет корректировать стиль, образ жизни. Всё равно, мы - такие же, как вы - просто на Западе образ жизни другой, а дети - везде в принципе одинаковы. Пожелаем им всем успехов в учёбе!

  • 24. в 02:11 AM 06 сен 2010, Канделябров написал(а):

    Повеселило. И не столько сама статья (хотя и ее прочел с интересом) сколько отклики на нее. Еще раз демонстрирует - если людям с повышенным самомнением и отсутствием чувства юмора показать зеркало, то последствия могут быть непредсказуемы.

  • 25. в 08:17 AM 06 сен 2010, Дмитрий написал(а):

    Мне 40 лет, я учился в школе и в институте в советское время и я не помню, чтобы тетрадки и ручки надо было доставать по блату!!! В отделе канцелярских принадлежностей всегда был завал тетрадок-ручек-линеек!!! И по ценам, гораздо более доступным, чем сейчас.
    Мадам, не пишите о том, чего не знаете. Пишите о хот-догах, пепси и бейсболе!!!

  • 26. в 07:49 PM 06 сен 2010, Рашит написал(а):

    Поддерживаю Каделяброва!
    А тетради (особенно в клеточку),простые карандаши и нормальные шариковые ручки действительно не всегда лежали свободно.С середины августа и по ноябрь их расхватывали "с колес".Говорю конкретно за Казань 70-80 годов.
    "Русские на дух не переносят иностранцев"(Дмитрий)
    Увы .Читая комментарии убеждаешься, что это действительно так.

  • 27. в 05:36 PM 07 сен 2010, Maria написал(а):

    Aх, Дженифер! Плохо же Вы понимаете своего супруга! Бедняжка просто боится, что Вы со всем справитесь одна, без него , любимого. Поэтому правильный ответ на дурацкие вопросы о тетрадях : "Ой, как хорошо, что ты, любимый (киска, рыбка, птичка - по выбору) напомнил, а то я совсем забыла!" Произносить следует со всей серьёзностью и с оттенком лёгкой паники в голосе.
    Поверьте - очень пойдёт на пользу отношениям. Мужчина должен, если не добывать мамонта, то , по крайней мере быть уверенным, что участвует в охоте , "и без него - никак"!
    Теперь об особенности этого дня - 1 сентября.
    В России женщины работали наравне с мужчинами на производстве, а после работы начинали работу по дому и обслуживание супруга (при высочайшей послевоенной конкуренции, "отстающие" оказывались брошеными с голодными детьми). В такой ситуации собственно на детей времени и сил у матери почти не оставалось. Отсюда 1-2 ребёнка на семью, дети, растущие "с ключём на шее", детские садики (заводские) с шести утра до девяти вечера, продлённый день в школе, и дети 7-8 лет самостоятельно путешествующие по болшьшому городу и делающие мелкие покупки для семьи (хлеб, молоко).
    (Особо - совместное проживание с родителями, что разрушило многие семьи.)
    Поэтому, единственный день, когда можно показать себя на людях "самой лучшей мамой" - когда все придут сдавать чад в школу.
    И к началу учебного года все мамаши полируют своих чад до самоварного блеска.
    Потом напряжение спадёт, и можно будет только вечером полюбоваться минуту, как оно спит (немытое?).

  • 28. в 10:58 AM 18 сен 2010, Gareis_ написал(а):

    Единственная, правда в этой статье в том, что наши женщины в своей массе гораздо более красивее, элегантнее и умнее американских и европейских. Это моё личное мнение. В своё я побывал во многих странах и мне есть с чем сравнивать

  • 29. в 08:33 AM 19 сен 2010, владислав написал(а):

    "...в его советском детстве, когда не было шариковых ручек, а тетради можно было достать только "по блату".

    Верно подмечено.
    Я, учась в советской школе, вместо тетрадей использовал бересту и папирус, а вместо шариковых ручек гусиные перья!!!

  • 30. в 09:47 PM 20 сен 2010, Эльдар написал(а):

    Дженнифер"...Последняя неделя в Москве, когда дети от семи до 22 лет возвращаются в город к первому сентября, - это кромешный ад. " - подмечено верно =D но это не только в Москве.
    "...Во время "Дня знаний" русские дети блестят как начищенные пятаки: мальчики - с яркими туфлями и отмытыми лицами, девочки - с убранными в прически волосами." - это во всех странах мира где присутствует цивилизация(США не исключение)
    Относительно вашего мужа из России. У мужчин ,вы не поверите, есть чувство отцовства, ровно параллельное материнству. И забота его не отличается от вашей. Нет ничего удивительного , что он начал задавать подобные вопрос (о мелочах).
    И самое главное, заметьте, вы, скорее всего домохозяйка, у которой только проблема о детях, (тема тому про сбор ребенка к школе), а ваш муж умудряясь и работать, заниматься какими либо вещами, жить в сей момент отдельно от вас, все же вспоминает о таких мелочах. Могу только порадоваться за вас! =)

鶹 iD

鶹 navigation

鶹 © 2014 Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов.

Эта страница оптимально работает в совеменном браузере с активированной функцией style sheets (CSS). Вы сможете знакомиться с содержанием этой страницы и при помощи Вашего нынешнего браузера, но не будете в состоянии воспользоваться всеми ее возможностями. Пожалуйста, подумайте об обновлении Вашего браузера или об активации функции style sheets (CSS), если это возможно.