Убийственная логика
Недавно я случайно разговорился со знакомой девушкой. Она шла на поминки - три года назад какой-то изверг прямо на улице убил ее молодого человека. Убил "просто так". Потому что 20-летний парнишка чем-то ему не понравился. Колотил его со звериной злобой прямо во дворе жилого года, после чего скрылся. Скрывался несколько месяцев. Да и нашли его в другом городе. В итоге убийцу приговорили к 11,5 годам лишения свободы. Обратите, пожалуйста, внимание на цифру - 11,5 лет.
На Кубани мужчина, насиловавший собственную несовершеннолетнюю дочь, приговорен к 10 годам исправительной колонии. На Ставрополье местный житель, насиловавший детей, получил 12 лет.
В Астрахани пьяный водитель, севший за руль и сделавший двух детей инвалидами, отделался двумя годами лишения свободы в колонии-поселении.
Друзья, вы посмотрели на цифры - сроки назначенного тюремного заключения? В этих отдельных случаях речь идет о людях, которые убивали, насиловали, делали людей калеками.
А теперь для сравнения: бизнесмены Михаил Ходорковский и Платон Лебедев приговорены к 13 годам лишения свободы каждый. Я принципиально не хочу обсуждать подоплеку и детали ставшего уже легендарным "дела ЮКОСа". Я хочу лишь подчеркнуть - ни Ходорковский, ни Лебедев не убивали, не насиловали, не садились пьяными за руль и не сбивали детей. Уверен: они не были, да и не являются сейчас общественно опасными личностями. Так почему же, скажите, они отбывают наказание гораздо более суровое, нежели убийцы и насильники?
Меня никто и никогда не сможет убедить в том, что убийство - любое убийство - должно караться меньше, нежели, к примеру, уклонение от уплаты налогов. Такая практика, когда в России педофил, изнасиловавший ребенка, получает меньший срок, чем бизнесмен, совершивший экономическое преступление, полностью подрывает доверие ко всей судебной системе.
Почему многие россияне считают преследование Ходорковского и Лебедева политическим? Да именно по этой причине! Государство само во многом способствовало созданию такого общественного мнения. Потому что их наказали демонстративно жестоко, гораздо более жестоко, чем многих убийц. Если наказали по закону, то что же это за закон такой? Если по понятиям, то где вы видели такие понятия? Нормальный человек никогда не сможет понять и принять такую логику.
Наверное, именно поэтому сейчас выглядит какой-то издевкой бурная дискуссия о том, достойны ли Ходорковский с Лебедевым получить условно-досрочное освобождение или нет. Предоставить двум этим людям УДО - это, на мой взгляд, возможность для государства хотя бы немного реабилитироваться в глазах общественности, показать, что признаки справедливости имеются и в России.
Хочу подчеркнуть - дело даже не в Ходорковском и Лебедеве. Огромное количество коммерсантов сегодня отбывают сроки за совершенные экономические преступления. Но подчас речь идет о таком наказании, которое не снилось даже отъявленному рецидивисту. Я хочу еще раз повторить, что ни одно убийство или изнасилование никогда не может быть менее тяжким преступлением, чем воровство. Причем любое воровство - начиная от коробка спичек в магазине до разбазаривания целого предприятия. Государство, которое ставит на весы эти разные по своей тяжести преступления, автоматически дискредитирует себя.
Мне как журналисту никогда не доводилось писать о "деле ЮКОСа". Однако сейчас не скрываю: мне очень хочется верить, что знаменитые сидельцы, отмотавшие две трети назначенного им срока, получат возможность выйти на свободу в рамках условно-досрочного освобождения. Если это случится, то я, как и многие граждане России, пойму - что-то сдвинулось. Пусть и не во всем государстве сразу, зато в головах отдельных людей. Может быть, это даже важнее.