Одна в школе. Всегда online
Лена Кочарян всегда мечтала быть учителем и почему-то хотела учить детей именно немецкому языку. Ее мечта сбылась. Она окончила филиал Омского госпедуниверситета в городе Таре.
Встал вопрос о поиске работы. Оказалось, что немецкий сейчас не в моде. Выбор места работы ограничился двумя вакансиями.
Одна школа была расположена в 150 непроезжих в распутицу километрах от ее родительского дома. Другая – в селе Соусканово, куда также даже в хорошую погоду бывает сложно добраться, но она ближе – в 80 км от Кольтюгино, села, где живут ее мама и папа.
В Соусканово Лена и дала свой первый урок и почти сразу столкнулась с новой для нее проблемой – поголовным пьянством.
Вроде бы ее, родом из деревни, трудно удивить изнанкой деревенской жизни, и не должно было так шокировать пьяное село. Но Соусканово, действительно, оказалось запойным селом. Запойным по-черному. Тут не только мужики, а даже школьники выпивают. И старушка, к которой молодую учительницу определили на постой, любила устраивать хмельные гулянки до утра.
Лена быстро не выдержала шумного соседства. Уговорила директора школы, и он разрешил ей переселиться в кабинет технологии. Так и живет в школьном классе.
Фактически пустующем классе, потому что в хиреющем селе насчитывается 34 ученика. Уму-разуму их учит 10 педагогов, в том числе и молодая "немка" Кочарян.
Ученики, как говорит Лена, не простые. Один семиклассник однажды признался ей в любви и пытался, нетрезвый, проникнуть в ее школьное жилище. Она испугалась, ведь в ночное время Лена – единственная живая душа в школе. Кстати, зимой в ее классе-квартире холодно. Не спасают даже два электрообогревателя в такие студеные дни и ночи.
Я старался понять, что удерживает Лену здесь, в селе, где единственный фермер начинает посевную с вывоза своих немногочисленных работников в районную больницу – к наркологу. Там их кодируют. Этой кодировки в лучшем случае хватает на весенние работы, сенокос и уборку. Завершатся осенние хлопоты, и – полилась самогонная река и чумное похмельное бытие до следующего агросезона…
Лена говорит, что ее удерживает в школе и Соусканово только хороший педагогический коллектив, ведь зарплаты молодой учительницы хватает лишь на питание и поездки домой – на выходные к родителям. О нищенском вознаграждении за труд в таких диких условиях обидно слышать на фоне лицемерных рапортов правительственных омских газет и телеканалов о поддержке молодых учителей.
Досадно еще и потому, что непосредственно в школу по специальности приходит работать не более 20 процентов выпускников педвуза. Остальных в школу и калачом не заманишь.
А Лена из тех редких людей, которые, как не пафосно звучат такие слова в наше циничное время, хочет нести разумное, доброе, вечное. Хочет быть именно сельской учительницей. Не по нраву ей городская суета. Лена поняла это после поездки в Москву, к брату. Месяца столичной жизни хватило, чтобы окончательно определиться – ей больше нравится жить в деревне.
Честно скажу, я не смог внять аргументам Лены, принять их. Кажется, лучше сидеть без работы, чем трудиться в таких условиях. Но ее нельзя не уважать – скромную, хозяйственную, такую аккуратную и ухоженную на фоне вовсе не светлой деревенской жизни.
Я понимаю, что само присутствие в затерянной глуши такой девушки облагораживает эту округу, дает ей хотя бы малый шанс на возрождение. Но судите сами, как государство ценит учителей, если недавнее обнародование деклараций чиновников показало, что зарплата Лены почти в 50 раз меньше, чем, например, у омского министра образования…
Главное развлечение Лены по вечерам – социальные сети при помощи ноутбука. Он, кстати, куплен на так называемые "подъемные" от правительства области для тех молодых педагогов, которые решили учительствовать в сельской местности. На большее этого "стартового капитала", этой "льготы" не хватило… Ноутбук и модем, который поддерживает связь с виртуальным миром лишь в одном месте ее школьного жилища, спасают Лену от одиночества. И она всегда, с вечера до утра, находится в режиме online…
В выходные Лена стремится попасть в свое Кольтюгино.
Чтобы увидеть маму и папу, что обожают свою дочь и отговаривают ее от соускановского учительства, Лене сначала надо добраться до автовокзала в Таре, а уже в райцентре сделать пересадку и ехать в родное село.
Но нередко из-за бездорожья рейсовые автобусы в Соусканово не доходят. Хоть вой, хоть плачь, но грунтовка, что ведет в село, раскисает, едва пройдет дождь. А зачастит непогода – прорежет дорогу колея, да такая, что внедорожники по брюхо будут вязнуть в грязи. И тогда останется Лена одна в школе на субботнюю и воскресную ночи в нагрузку к пяти будничным – до следующих выходных.
Девушка будет вести уроки и жить надеждой, что через неделю автобус все-таки пробьется до села Соусканово…
КомментарииОставить комментарий
энтузиасты и романтики в России постепенно превращаются в очень редкий вид.когда они исчезнут окончательно,боюсь и государственности РФ придет конец очень быстро...
Преклоняюсь перед такими сподвижниками
Это редакция решила помоч в поисках жениха?
жаль, конечно, но такова наша действительность. И на таких хрупких плечах стоит вся жизнь России.
Стыдно за Россию
А чего стыдно то? мне кажется, этот пафос "бедная девочка" абсолютно не уместен. просто девушка не смогла(не захотела) получить хорошее образование, хорошую работу, просто хорошо пожить. вместо этого - филиал педвуза в заштатном городке, работа в деревне и жизнь там же. она, похоже, и другой жизни то не знает - с большими возможностями и настоящей Мечтой. побоялась просто нарушить свой, привычный, уклад.
Какая же она молодец! Удачи Вам, Лена!!
Алексей, редкой обнаженности действительность. Для одних успешность в московскую толкотищу-тоскотищу вписаться (уж если в Лондоны свалить "ума" не хватило), для других - помочь вырасти в "не родящем" месте двум-трем мальчишкам, девчонкам. Не раз приходилось удивляться, узнав, что классный специалист, руководитель большой и толковый оказывается родом из глухой деревеньки, и благодарен учительнице сельской своей. Хорошие снова фотографии.
Бессовестные люди!!!!! А почему то в газете мы читали совершенно другую статью. Жителям нашего села интересно будет узнать, что оказывается мы все запиваемся и деградируем!!!!! Как можно было такое сочинить про жителей, когда все её так хорошо приняли. Как будто в Кольтюгино нет алкашей, в чём я глубоко сомневаюсь.... Видимо действительно редакция решила помочь Лене в поисках жениха, или прославиться на весь район. А наше "Тарское Прииртышье" превращается в "жёлтую прессу"... Этой статьёй Лена сделала хуже только себе, как она собирается устраиваться на другую работу с такими царскими требованиями. Почему она не рассказала, то, что она требовала от бабушки у которой жила, варить ей каждое утро кашки, а у самой видимо руки растут не из того места. Одним словом - Принцесса!!!
В этой деревне я гостил каждое лето, пока учился в школе... Уже не был там лет 6. И тогда уже был пи...ц!
Жительнице села Соусканово. Не сомневаюсь, что у Вас болит за родное село и поэтому позволю реплику. В том-то и дело, что не преподавала бы в школе Вашего села Лена, если было б ей все равно. Не болело бы у Алексея, писал бы про замечательную жизнь в городе, про хоккей всеми любимый. Речь не об одном селе и не об Омской только области. Что делать? Чтоб парень, или девушка через год работы в городской, а тем паче сельской школе не прокляли педагогику? Не чтоб выстроилась очередь энтузиастов, а хоть просто сберечь желание работать в школе сельской, чтоб оно не выжжено было. Что значит хуже сделала Лена,.. кому? Себе, школе? Толпится народ преподавать в Соусканово, почему не толпится? Приедет в город любой и легко устроится преподавателем, некому работать. Почему-то в Вашем селе решила остаться "капризная принцесса".
PS Моя дочь испытала себя работой на селе, выдержала один год, до этого преподавала 4 года в городском техникуме (математика), ищет другую, оплачиваемую работу. Упрекнуть мне её не в чем.
Надолго Лены не хватило...все таки Москва победила...