Архив 2011-07

(Не)нужный журфак

Михаил Белый Михаил Белый | 11:10, четверг, 28 июля

Комментарии (3)

На днях в Ульяновске одна знакомая пожаловалась – в местный госуниверситет в этом году отменили набор на специальность "журналистика", а ее дочка, говорит, просто грезила учебой на журфаке. Рухнули все мечты, а с ними, возможно, и будущая карьера, горестно посетовала дама. Я со знакомой не согласился – дескать, неужели вы считаете, что для того, чтобы быть профессиональным журналистом, необходимо получать специальное образование? И привел в пример легенду отечественной журналистики Игоря Голембиовского (окончил филологический факультет), тележурналиста Михаила Осокина, историка по образованию,  Виктора Шендеровича, окончившего Московский государственный институт культуры по специальности "режиссер самодеятельных театральных коллективов", Алексея Венедиктова (тоже, кстати, историка по образованию)… Думаю, найдется не так много людей, которые считают, что перечисленные мной персоны – плохие журналисты, и что квалификации им  не хватает. Да и среди моих знакомых коллег сразу обнаружилось немало тех, кто имеет непрофильное образование.

Отсюда вопрос – а нужен ли журфак в принципе? Неужели есть еще те, кто искренне думает, что журфак может научить писать? Как правило, именно с этой фразы начинается бурная дискуссия насчет того, что научить писать человека, в  общем-то, нельзя, а можно "направить в нужное русло" и дать базовые знания. Лично мне представляется, что иное гуманитарное образование (история, философия,  филология и т.п.) может оказаться для будущего журналиста не худшим, а, возможно, даже лучшим вариантом.  Лучшим – в плане качества получаемых знаний.

К сожалению, зачастую современный журфак собирает не журналистов по призванию, как хотелось бы, а тех, кто плохо знает математику. Мне довелось некоторое время преподавать студентам-журналистам. Безусловно, среди них удалось повстречать тех, кто наверняка добьется или даже уже добился определенного успеха на избранном поприще. Однако учится там и немало молодых людей, поступивших именно сюда по выше обозначенному мной принципу, да еще и потому, что "название специальности прикольное, и диплом будет".

Профессия журналиста во многом специфична. По сути, она позволяет работать (и во многих случаях вполне успешно) людям, не имеющим специального образования. При том, что, например, профессиональным врачом, инженером или программистом невозможно стать, не получив профильного образования. К слову, мне довелось работать в различных редакциях федеральных средств массовой информации, но ни в одной из них не просили предъявить диплом, да и не интересовались, какой вуз и какую специальность я закончил. Может, потому, что профессионализм или непрофессионализм  журналиста довольно легко проверяется?

На мой взгляд, журфак – это во многом искусственно придуманное явление. Ставший стереотипным тезис, что журналист должен быть эрудированным и всесторонне образованным, не выдерживает критики. В конце концов, а врач, шесть лет получающий образование, не должен быть таким? Или кто-то всерьез полагает, что студенты-филологи и студенты-историки получают худшее гуманитарное образование, нежели студенты-журналисты? Ерунда!

Убежден, что у любого начинающего журналиста овладение основными навыками работы, освоение терминологии происходит именно в процессе работы, а отнюдь не в учебной аудитории. По этому поводу сразу вспоминаю реальный случай, по праву претендующий на анекдот. В огромной аудитории, где проходила пара у студентов-медиков, одной девушке стало плохо, и она потеряла сознание. "Врача! Срочно вызовите врача!" - закричала преподаватель, и будущие эскулапы бросились накручивать 03.

Я никогда не верил и не верю в возможность существования инкубатора по производству журналистов. Не спорю, человека можно научить складывать слова в предложения и придумывать заголовки. Можно объяснить, чем очерк отличается от репортажа, что такое фичер, лид и бэкграунд. Но настоящий журналист в моем понимании – это не просто машина по производству текстов.  Хороший журналист – это штучный продукт.

Уверен, что многие не согласятся со мной и возразят, что я пропагандирую необразованность журналистской среды – дескать, и без того сегодня хватает пишущих недоучек. Беда лишь в том, журфак никогда не являлся гарантом того, что из его стен выйдет высокообразованный специалист. Что насчет этичности, принципов и убеждений, то это, наверное, вопрос не к университетам, а к мамам и папам. Ведь классный журналист, как мне представляется, вырастает в порядочной семье.

Мэр и щепки

Михаил Белый Михаил Белый | 14:33, четверг, 21 июля

Комментарии (4)

Совсем недавно в родном Ульяновске я стал свидетелем того, как местные власти своими собственными руками создавали Химкинский лес. Да-да, Химкинский лес стал уже термином, символом борьбы рядовых граждан с жесткой государственной машиной.

Фабула проста: городские чиновники решили, по их выражению, провести капитальный ремонт уникального сквера имени Ивана Гончарова – в канун 200-летия великого писателя, земляка ульяновцев. На деле капитальный ремонт обернулся вырубкой зеленых насаждений, которые росли здесь несколько десятилетий и, в общем-то, по заверению специалистов, могли бы расти еще долгие годы.

Однако между реставрацией и ликвидацией  местные чиновники почему-то поставили знак равенства. В итоге сквер обнесли высоким забором и начали бульдозером сносить кусты туи и пилить венгерскую сирень. Что получилось? А получилось, что местные власти собственными руками инициировали протестные настроения горожан.

На борьбу с вырубкой сквера в центре Ульяновска первой вышла местная жительница Наталия Лазарева. Стоит отметить, что до этого момента молодая женщина не была замечена в участии в тех или иных протестных акциях. Она и сама признается: шла по своим делам, заметила высокий строительный забор, заглянула за него – и глазам не поверила. Ее любимый сквер буквально стирали с лица земли. Собственно, Наталия и заварила протестную кашу - организовала сбор подписей, подключила экологов, журналистов, подготовила обращения в прокуратуру, заставив тем самым местного градоначальника Александра Пинкова лично приезжать в изуродованный сквер, потеть на солнцепеке и как-то не очень умело отбиваться от неудобных вопросов.

Наталия - рядовой  гражданин, поэтому отдельные и представляющиеся непорядочными попытки пришить ей политику – не более, чем искреннее недоумение не очень далеких чиновников, которые, по всей видимости, и представить не могут, что человек готов и способен бороться за право жить в уютном родном городе. И ульяновский мэр – это, на мой взгляд, ярчайший пример управленца, который не может или просто не считает необходимым считаться с людьми – с теми, в одном городе с которыми он живет. Как мне представляется, этот мэр, впрочем, как и многие другие его коллеги, сам подогревает протестные настроения, делая далеким от политики и бурной общественной жизни людям бунтарские прививки. Действительно, что мешало господину Пинкову выстроить цивилизованный диалог с горожанами до так  называемой реконструкции, а не постфактум, когда дело наполовину было сделано? Что помешало этому разговору – самодурство, банальная глупость или желание продемонстрировать, что обычные люди не вправе определять, в каком городе им жить, их дело послушно соглашаться?

На самом деле российским властям не стоит бояться так называемых оранжевых революций и театрально выстроившуюся на политических задворках оппозицию. Бояться стоит таких рьяных менеджеров на местах. Они-то одним своим решением даже крохотный и ранее мало кому известный сквер способны превратить в настоящий Химкинский лес – по масштабу накала страстей. Таких дров наломают – щепки не соберешь!

Свой Химкинский лес сегодня есть почти в каждом российском регионе, поскольку и менеджеров, которые подчас по какой-то чудовищной ошибке оказались заброшенными в коридоры власти, хоть отбавляй. И сила такого протестного движения, прежде всего, в  том, что оно, как правило, лишено какой-либо политической подоплеки и пиара. Это означает, что люди борются не за какие-то ощутимые дивиденды, а за совершенно простые, очевидные и понятные вещи – например, за возможность жить в зеленом городе, дышать чистым воздухом и ездить по нормальным дорогам. А это вам не политика. 

鶹 iD

鶹 navigation

鶹 © 2014 Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов.

Эта страница оптимально работает в совеменном браузере с активированной функцией style sheets (CSS). Вы сможете знакомиться с содержанием этой страницы и при помощи Вашего нынешнего браузера, но не будете в состоянии воспользоваться всеми ее возможностями. Пожалуйста, подумайте об обновлении Вашего браузера или об активации функции style sheets (CSS), если это возможно.