Архив 2011-05

Дают - бери, бьют - беги

Михаил Белый Михаил Белый | 12:17, четверг, 26 мая

Комментарии (19)

Я долго думал над тем, публиковать ли этот пост. Поскольку уверен – несогласных окажется много. И обвинений тоже будет не меньше. Но и не писать об этом нельзя. Во всяком случае, мне так кажется. Поэтому заранее простите за резкость.

Мне 27 лет. Всю свою жизнь я прожил в России. Но последнее время я живу с мыслью - мне страшно за своих будущих детей. Мне страшно, что они окажутся в этой стране. В стране, которую я люблю, и которую теперь боюсь.

Россия стремительно, буквально на глазах, превращается в резервацию для быдла, люмпенизированную территорию. Резервацию для тех, кому не нужны книги, умные фильмы, газеты, библиотеки, музеи... В этой стране не нужны знания и образование. Вузы штампуют дипломы, которые на самом деле тоже не нужны. Потому что страна, в которой я живу, не нуждается в мозгах. А те, у кого мозги есть, только спят и видят, как уехать из России. Как-то незаметно произошло четкое разделение, хотя и не равноценное.

Мои друзья – люди того возраста, которые по идее должны составлять каркас страны. Многие из них сегодня не у дел. Они же прекрасно видят, кто востребован в этой резервации. Возьмите хотя бы чиновничество. Уже никто не скрывает, что это абсолютно блатная отрасль. Вы можете подальше засунуть свои дипломы, они тут не нужны. Вы хотите быть честным бизнесменом? Тогда готовьтесь отправиться на Колыму. Потому что России сегодня бизнесмены, а тем более честные, тоже не нужны. Нужны "пильщики". Те, которые послушно "откатывают" и не занимаются разной фигней вроде благотворительности. Те, у которых система ценностей ограничивается внедорожником, трехэтажным коттеджем и отдыхом в жаркой стране.

Когда я нарушаю правила движения, гаишник беззастенчиво, буквально на бегу, заявляет – дескать, давай скидываемся и поехали. Он уже заранее причисляет меня к быдлу, которое именно ему везет в бумажнике 500 рублей. Я читаю в сети сообщения о том, что общественный деятель в служебном кабинете тискает пришедшую на прием девушку. И народ чуть ли не ликует – вот молодец, как он ее! В резервации, где нет образования и культуры, смещается мораль. В резервации перестают действовать законы цивилизации. В общем, дают – бери, бьют – беги.

Моя знакомая, всю жизнь проработавшая в высшей школе, говорит, что сегодня чувствует себя надзирателем в колонии, а не вузовским преподавателем. Нынешние студенты пришли за дипломами, как в ларек за пивом. Они пары называют "уроками", преподавателя – училкой. "Я совсем отчаялась услышать от них что-то разумное и предложила: тем, кто вчера смотрел фильм о Достоевском и сможет рассказать содержание серии, поставлю зачет", - рассказала мне знакомая. Вопрос был один – а кто такой Достоевский?

В моем окружении немало людей совершенно разных профессий. Один приятель работает в банке, другой – ремонтирует автомобили, третий – занимается программированием. Но если любому из них сегодня предложат уехать из страны, они за полчаса соберут чемоданы. И вряд ли кто-то рискнет их осуждать.

Демографические программы, которые сейчас принято обсуждать на самом высоком уровне, напоминают мне, простите за резкость, планы развития животноводческой фермы. В чью голову, например, могла прийти идея выдавать в качестве приза за родившегося ребенка "УАЗ-Патриот"? Вознаграждение за плодотворный секс – что это, как не верх цинизма?! Никто не говорит, что стране необходимо качественное поколение. Нужно поголовье, я правильно понимаю?

Чтоб и дальше очередная гвардия подростков выполняла очередную "государственную миссию". Осудить Ходорковского? Пожалуйста! Закидать помидорами иностранное посольство? Нет проблем! Поддержать режим Каддафи? Какой разговор!

Безликость и послушность – вот основные приметы времени. Знакомый сельчанин, оставшийся без средств к существованию, жалуется на жизнь, но несколько раз повторяет – ничего не изменится, пока Путин с Медведевым об этом не узнают. А их, говорит, чиновники нарочно не ставят в известность.

Никогда не забуду вопрос, заданный мне студенткой журфака: "А в статьях разве можно критиковать губернатора?" Территория, где перестают действовать законы, исчезает мораль и отсутствует культура, превращается из страны в племя. В племени за неосторожное слово в адрес вожака могут и скушать. Так что вопрос девочки-студентки, наверное, закономерный.

Впрочем, самое страшное уже произошло. У России осталась лишь история. Да и ту знают плохо.

Мигалка в обмен на совесть

Михаил Белый Михаил Белый | 13:33, четверг, 19 мая

Комментарии (8)

В России вот уже несколько дней не утихает очередной "дорожный скандал". Фабула незатейлива и уже известна многим, кто посмотрел разлетевшийся по сети видеоролик. На нем видно, как черный "Мерседес" с мигалкой и "крякалкой" пытается прорваться сквозь обычную московскую пробку, а один водитель не торопится уступать ему дорогу. И тогда человек за рулем "Мерседеса", оказавшийся водителем главы МЧС России Сергея Шойгу, явно нервничает и кричит в громкоговоритель: "Ну че, тебе, в голову выстрелить, что ли, придурок?!".

Позднее представители МЧС рассказали, что главный российский спасатель после этого инцидента вроде бы очень расстроился, осерчал на своего водителя и уволил его. И вот блогеры вновь подняли шум - утверждают, что якобы видели "уволенного" водителя вновь увидели разъезжающим на все том же черном "Мерседесе".

Люди, которые каждый день по несколько часов проводят за рулем, уже не удивляются произошедшему. И, наверное, даже не удивились бы, если водитель и вправду выстрелил бы в голову человеку, мешавшему ему проехать. Хотя сегодня миллионы автомобилистов находятся в опасности. Я не утрирую - самому неоднократно доводилось буквально выскальзывать от несущихся по встречной полосе кортежей. Не отскочишь вовремя - рискуешь погибнуть. Не погибнешь - окажешься виноватым. Российская действительность имеет немало таких примеров.

В своем сегодняшнем посте, пользуясь возможностью, мне хочется обратиться к нашим чиновникам - тем, которые на бешеной скорости носятся по магистралям, буквально расшвыривая рядовых автомобилистов.

Господа, найдется ли среди вас тот, кто окажется в состоянии добровольно отказаться от спецсигнала, публично отдать мигалку? Кто окажется готовым ездить как все остальные люди. Простите, но я никогда не поверю, что пассажиры многочисленных блестящих иномарок, которые с истошными завываниями летят по встречке, так торопятся делать государственные дела - то есть улучшать жизнь рядовых граждан. Мое личное убеждение - мигалка в современной России подчас является едва ли не самым показательным атрибутом глупости, силы, превосходства и величия.

Я работаю журналистом, а значит, тоже обслуживаю интересы общества. Я тоже тороплюсь на работу, тоже опаздываю на встречи и пресс-конференции, но все это не дает мне никакого права ездить без всяких правил, подвергая тем самым опасности не только свою, но и жизни множества других людей. Если я проскочу на запрещенный сигнал светофора, то меня оштрафуют. А вас? Вам отдадут честь и даже, возможно, принесут извинения - дескать, простите, не признали. Господа, скажите, кто вам дал такое право?

В родном Ульяновске недавно в здании ГИБДД наткнулся на размещенное на стене обращение губернатора Сергея Морозова с призывом неукоснительно соблюдать правила дорожного движения. "Необходимо сформировать правовое сознание, взаимно вежливое отношение участников дорожного движения друг к другу, свести к минимуму агрессию, нигилизм, вседозволенность на дорогах", - заявил губернатор. И у меня сразу возник вопрос к главе региона: давайте начистоту, а вы, когда передвигаетесь по вверенной вам области, неукоснительно соблюдаете правила движения? Не нарушаете скоростной режим и правила обгона?

Естественно, я обращаюсь не только к ульяновскому губернатору, а ко всем чиновникам, наделенным правом ездить с мигалками. У кого из вас хватит смелости отдать мигалку, а получить взамен уважение граждан, ради которых вы, напомню, и работаете? Как журналист обещаю - мы обязательно назовем ваше имя. Люди его действительно должны знать.

И еще. Мы, рядовые граждане и налогоплательщики, простим вас, если вы однажды застрянете в пробке и опоздаете на совещание. Зато не будем чувствовать себя на дороге "придурками", которым норовят выстрелить в голову из черных "Мерседесов".

Осмотрительное решение

У российского президента Дмитрия Медведева есть все шансы войти в историю своей страны. Это произойдет в том случае, если он решится отменить техосмотр автомобилей - процедуру, которая за годы своего существования превратилась в самую настоящую пытку для автомобилистов и успешное средство для отъема денег.

Меня как автомобилиста очень порадовали слова президента, сказанные им о техосмотре – дескать, "это действительно довольно бесполезная вещь". Дмитрий Анатольевич, это не "довольно бесполезная вещь", это совершенно бесполезная вещь, в которой заинтересованы только те, кто этот техосмотр проводит. Только они, а не автомобилисты.

Мне доводилось и проходить технический осмотр самостоятельно, и, чего уж скрывать, покупать заветный талон, как это делает подавляющее большинство российских автомобилистов.

До сих пор вспоминаю тот раз, когда я решился сделать все по закону. Приехал к пункту инструментального контроля и сразу оказался 38-м в очереди. Мужик на "Ладе Приоре", сосед по очереди, не скрывал своих эмоций: "Ёлки-палки! У меня анальгин в аптечке просрочен". Водила на потрепанной иномарке успокоил его: "Да забей ты! Сейчас я пройду осмотр и свою аптечку тебе передам". Я еще тогда подумал: кто мог додуматься до такой глупости – проверять срок годности анальгина в аптечке.

В системе техосмотра вообще немало глупостей. Скажите, знаете ли вы хотя бы одного человека, который в итоге не прошел эту процедуру? Вот, например, у меня приятель на стареньких "Жигулях" своего деда попытался честным путем получить заветный талончик. Гаишник обошел машину со всех сторон и заявил: "Э-э-э, дорогой, что же ты приехал! У тебя нет третьего стоп-сигнала на заднем стекле!". Приятель даже опешил - в 1978 году, когда были выпущены "Жигули" о третьем стоп-сигнале не шло и речи - конструкция не предусматривала. Но пришлось ехать в гараж, припаивать этот злополучный стоп-сигнал. Но и на этом история не закончилась. Гаишник еще четыре раз отправлял сознательного автомобилиста домой. В конце концов, он просто-напросто махнул рукой и за две тысячи рублей получил талон. Да что там "Жигули" 1978 года! Когда я заехал на осмотр на своем новеньком "Форде" с пробегом 200 километров, то услышал, что "пучок света фар расходится не должным образом".

Скажите, какая основная задача технического осмотра? Насколько я понимаю, выявить имеющиеся у автомобиля технические неисправности. Тогда вопрос: а вы хотя бы раз слышали о том, что после автоаварии, произошедшей из-за неудовлетворительного технического состояния машины, был наказан кто-то из инспекторов? Я - ни разу не слышал. Да и вы, думаю, тоже. По той простой причине, что за исправность автомобиля отвечает именно водитель, а не человек, с такой скрупулезностью заглядывающий в вашу аптечку. То есть, повторяю, получается так: если вы врезаетесь в кого-то по причине неисправных тормозов, то ответите за это только вы. Тогда закономерным становится другой вопрос: для чего тогда все мы, миллионы российских автомобилистов, регулярно платим деньги за прохождение технического осмотра? Мы все из года в год откупаемся - одни официально (их меньшинство), другие - нелегально.

Я забочусь о своем автомобиле, потому что не самоубийца и отдаю себе отчет в том, что такой сложный механизм нуждается в регулярном обслуживании. Поэтому примерно через каждые 15 тысяч пробега езжу к официальному дилеру, как это предписывает производитель. Мастера осматривают подвеску, подтягивают ручник, меняют жидкости и фильтры, а я за это плачу деньги. Я плачу деньги за услугу - за то, чтоб автомобиль служил долго, и передвижение на нем было безопасным.

А теперь вопрос на засыпку: почему я должен оплачивать собственные мучения - стоять в бесконечных очередях, а потом доказывать инспектору, что пучок света фар расходится так, как надо?

Поэтому, Дмитрий Анатольевич, давайте прекратим издевательства над населением и прикроем лавочку. Уверен, что миллионы людей - простых работяг на "Жигулях" и солидных бизнесменов на "Ауди" - скажут вам большое спасибо. Я тоже скажу.

Про Каштанку и свободу слова

3 мая отмечается Всемирный день свободы прессы. Хотя "отмечается", как мне кажется, совсем не то слово, если речь идет о России. В рейтинге свободы прессы, составленном организацией Freedom House, Россия занимает 173-ю строчку из 196. По мнению экспертов, в прошлом году в России для преследования независимых СМИ, как и ранее, использовались суды, участились случаи самоцензуры, на прежнем уровне остался государственный контроль за информационными агентствами, нападения на журналистов также остались дурной традицией. Соседи России по рейтингу - Гамбия, Конго и Зимбабве.

В Ульяновске, который можно считать среднестатистическим российским регионом, один из интернет-ресурсов опросил местных журналистов – на предмет того, как они оценивают сегодня степень свободы слова. И многие коллеги, даже работающие в провластных СМИ, заявили, что со свободой дела обстоят, в общем-то, неплохо. И тем запретных нет, и персон тоже. В общем, пиши, разоблачай, и ничего тебе за это не будет.

Но тогда нестыковка становится совсем очевидной. Ульяновск - это ведь не рай на земле. Обычный регион, в 850 километрах от российской столицы. Тут почти всё, как везде: губернатор – бывший милиционер, глава Общественной палаты – чиновник с огромным стажем. Есть своя "Ульяновская правда". С формальной точки зрения, абсолютно никаких поводов для беспокойства.

Именно поэтому в безграничную свободу слова на отдельно взятой территории верится как-то с трудом. Но если даже представить, что все так и есть – и свободы полно, и журналисты не ограничены, то получится, что на позорное 173-е место в рейтинге этот Freedom House загнал Россию совершенно несправедливо? Тогда надо стучать кулаками, возмущаться и призывать организацию к ответу. Требовать, чтоб нас перенесли куда-нибудь поближе к Финляндии. Вопрос: почему этого не делается?

Лично у меня складывается впечатление: мы либо забыли, что такое истинная свобода слова, либо вообще не подозреваем, что она из себя представляет. Слишком сильна привычка находиться в клетке. Вот у меня уже не первый год живет дворняжка Каштанка. Думаю, что она убеждена в своей безграничной свободе: она может запрыгивать на два дивана, имеющиеся в квартире, а также беспрепятственно ходить из спальни в кухню. Такое ощущение, что в журналистском сообществе наблюдаются схожие настроения: если явно не бьют по голове, следовательно, мы свободны. Как поется в одной песне, если добровольно, значит, ты довольна.

Региональный журналист, на мой взгляд, зачастую является еще большей лакмусовой бумажкой, нежели коллега, работающий в столице. Особенности небольшого города не могут не давать о себе знать. Это факт. Тут с объектом своей критики легко можно столкнуться в магазине через дорогу или аптеке. Потому и уровень цензуры, и давления, несомненно, выше. А для журналиста "районки" главным редактором служит глава района. Вот и получается: если бы для районного или регионального журналиста не было запретных тем и персон, то Россия уж точно была бы не в хвосте рейтинга, а ближе к его началу.

А вообще понять уровень свободы прессы в России не так и сложно. Для этого достаточно заглянуть на официальный сайт Союза журналистов России и посмотреть, кто возглавляет региональные отделения организации. На Алтае пост председателя местного СЖ занимает заместитель начальника краевого Управления по печати и информации, в Амурской области - инспектор по общественным связям Амурского филиала одного из коммерческих банков, в Белгородской - начальник местного Управления печати и телерадиовещания, в Курганской - начальник отдела по надзору за СМИ и охране культурного наследия ФУ "Россвязьохранкультура", в Ульяновской - заместитель председателя областного Законодательного собрания, в Ярославской – советник мэра областного центра. Если не ошибаюсь, рядовой журналист (не начальник и не главный редактор областной газеты) занимает этот пост только в Калининграде.

Поэтому, дорогие коллеги, давайте признаемся и себе, и читателям/зрителям: все мы сегодня вынуждены работать в довольно жестких рамках. Кто знает, может, Каштанка, нахально вышагивающая по коридору на кухню к своей миске, остается куда более свободной, чем многие сегодняшние журналисты в России.

鶹 iD

鶹 navigation

鶹 © 2014 Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов.

Эта страница оптимально работает в совеменном браузере с активированной функцией style sheets (CSS). Вы сможете знакомиться с содержанием этой страницы и при помощи Вашего нынешнего браузера, но не будете в состоянии воспользоваться всеми ее возможностями. Пожалуйста, подумайте об обновлении Вашего браузера или об активации функции style sheets (CSS), если это возможно.