О стране-загадке
Cобирался написать о воскресных выборах в Мосгордуму. А потом подумал: зачем бисер метать, когда и так все ясно? Скучно и грустно все это, господа!
И решил посвятить блог событию, случившемуся на прошлой неделе. В Китае отметили 60-летие КНР.
Вообще-то, говорить об истории современного Китая как о едином целом невозможно. Она четко делится примерно пополам: на , как в свое время охарактеризовал "большой скачок" и "культурную революцию" ЦК китайской компартии, и "экономическое чудо" без какой-либо идеологии.
Китайская национальная идея - достижение среднего достатка каждым жителем страны и общественная стабильность как условие для этого. Все! Больше они ничего не строят, никаких глобальных целей перед собой не ставят, и никого ничему не учат.
В отношении к собственной истории у китайцев, по нашим понятиям, полный кавардак.
Целых 30 лет практически вычеркнуты из памяти. Если судить по официальным документам, выступлениям политиков и рассказам экскурсоводов, то за образованием КНР сразу началась современная эпоха.
Мао по-прежнему лежит в мавзолее раз в десять больше ленинского, хотя его заветам давно никто не следует. Из "великого кормчего" сделали фольклорно-сувенирный персонаж наподобие английского короля Генриха YIII: портреты в каждом втором пабе, но далеко не каждый британец объяснит, за какие заслуги.
Никто не пытается, к примеру, выяснить, куда все-таки исчез в 1966 году Лю Шаоци - фактически второй, а формально первый человек в стране.
Да что там судьба Лю Шаоци - китайцев, похоже, не волнует даже то, какой у них в стране общественный строй!
Вот мы, россияне, да и все люди европейской цивилизации, так не можем. Мы ищем Правду! Нам важно, хорошо ли то, что мы делаем, с моральной точки зрения, соответствует ли принципам. Для нас спор об отношении к Сталину важнее любых современных проблем. Мы, прежде чем отдать землю в частную собственность, десять с лишним лет вели вокруг этого политические дебаты. А китайцам все равно, какого цвета кошка, лишь бы мышей ловила.
Когда в начале 1943 года немцы в Северной Африке взяли и допросили первых американских пленных, Геббельс с изумлением докладывал Гитлеру: "Мой фюрер, у этих людей вообще нет никакой идеологии!".
К современным китайцам эти слова относятся в гораздо большей степени.
Много лет Китай тревожил меня, как заноза. Эта огромная страна-загадка самим фактом своего существования опровергает все, во что я верю.
Весь мировой опыт вроде бы доказывает: прогресс неотделим от экономического и политического либерализма. Свобода работает, а где ее нет, там отсталость и нищета.
В Китае явные проблемы с демократией, а экономика прет вверх. Как прикажете такое понимать?
В конце концов, мы с женой упаковали чемоданы и . По маршруту, который сами наметили, без гидов и кем-то организованной программы.
Должен сказать, увиденное впечатляет. Шанхай - это азиатский Нью-Йорк. Более консервативный и тяжеловесный Пекин - то, что сделал бы из Москвы Юрий Лужков, если бы у него было больше денег. Мы одну башню "Федерация" сколько лет домучить не можем, а в Китае такие башни как грибы растут.
Трудно за две недели разобраться в чужой жизни. Но кое-какие выводы для себя я все-таки сделал.
Во-первых, экономический рост, конечно, зависит от общественного строя и идеологии, но во вторую очередь. А прежде всего определяется простым фактором: любит данный народ работать или нет.
Разумеется, трудятся все. Без этого не проживешь. Но только для двух цивилизаций - европейской, особенно ее северной, протестантской ветви, и азиатско-тихоокеанской (Китай, Япония, Корея, Вьетнам) труд и жизненный успех являются разновидностью религии. Только там вопрос: "Кто ты?" фактически означает: "Что ты умеешь делать?". Все остальные работают, чтобы жить, а эти живут, чтобы работать.
При этом европейцы, да и японцы привыкли к благополучию и социальным гарантиям, и малость расслабились, а китайцы помнят голод, и вкалывают, извините за выражение, как черти.
А если пять раз в день прерывать работу ради молитвы, держать дома женщин, то есть половину трудоспособного населения, и даже на базаре вести себя так, будто пришел не дело сделать, а пообщаться с хорошими людьми, либо беспричинно петь и танцевать, по-настоящему вкладывая душу только в карнавалы и футбол - откуда экономический рост возьмется?
Я никого не осуждаю. Каждая нация, как и отдельный человек, вправе выбирать для себя образ жизни, и кто чувствует себя счастливее, неизвестно. Я просто констатирую факт.
Со свободой в Китае тоже не все однозначно. Там нет политической свободы, но в личном плане его жители пользуются практически такой же свободой, как люди на Западе. А что касается социально-экономической сферы, в Китае капитализма больше, чем в Америке, не говоря уж о Европе.
Последние 30 лет рамки свободы в Китае расширяются, возможно, медленнее, чем кому-то хотелось бы, зато неуклонно. Это не наши российские метания: сегодня - "Даешь демократию!", завтра - "Долой дерьмократию!".
К тому же, после Мао Цзедуна страна как-то обходится без единоличных правителей и "национальных лидеров". Там - коллективное руководство в лице политбюро ЦК КПК, а генсек-президент - только первый среди равных.
Еще две черты поведения китайцев, при всех идеологических разногласиях с их системой, вызывают у меня глубокое уважение.
Во-первых, оказавшись в свое время на грани физического голода, они не искали виноватых на стороне и не ждали ни от кого помощи, а засучили рукава.
Во-вторых, мне кажется, и американцам, и россиянам неплохо бы поучиться у китайцев скромности. Когда иностранцы называют их родину поднимающейся сверхдержавой, китайцы скромно улыбаются: "Ах, что вы, что вы, не надо так говорить, нам бы среднего уровня благосостояния достигнуть!".
Они не записывают сами себя в мировые лидеры. Не кричат на весь мир, как киплинговские бандарлоги: "Мы - великий народ!", зато много делают.
Для историка самые увлекательные места на Земле - Китай и ЕС. В Европе ставится грандиозный эксперимент по формированию демократическим путем, без завоеваний и насилия, наднационального супергосударства. В Китае - не менее грандиозный эксперимент по созданию жизнеспособной альтернативы безраздельно царившей последние полтысячелетия западной цивилизации.
Хотелось бы хоть одним глазком взглянуть на мир через сто лет. Может, Китай с восточной неспешностью придет к либеральной демократии и настанет пресловутый "конец истории". А может, цивилизация навсегда останется поливариантной и биполярной. Одно скажу: благодаря стране-загадке жить на свете интересно.
КомментарииОставить комментарий
Очень информативный пост. Спасибо, что потратили время на то, чтобы поделиться с нами своей точкой зрения.