Об иностранцах в России и "чужом монастыре"
Недавно один из читателей этого блога посоветовал мне поумерить насмешки над Россией, напомнив русскую пословицу "В чужой монастырь со своим уставом не ходят".
По его мнению, иностранцу не следует даже пытаться писать о России, и уж тем более в негативном или сатирическом ключе.
За те 18 лет, что я живу в России, я перевидала многое: трех президентов у власти, два переворота, три финансовых кризиса, одного русского мужа... Я четыре года работала на российские компании и более пяти тысяч часов провела за рулем автомобиля в московских пробках. Но все это, судя по всему, не в счет.
За свои литературные попытки пошутить над российскими реалиями я получала по рукам и раньше.
"Мы не можем это публиковать... Это неуважительно", - принялся ворчать один редактор, прочитав мой веселый опус о неожиданных и странных подарках, которые мы с мужем получали годами.
"Конечно, неуважительно, - думала я. - Можно ли всерьез воспринимать чехол для мобильного телефона, сделанный из гжельского фарфора? Или водочный графин из богемского стекла, выполненный в виде императорской короны? Или те немыслимые пластиковые садовые скульптуры, изображающие счастливых Белоснежку и семь гномов?"
"Это юмористическая колонка, - принялась спорить я. - Вы просили описать забавные вещи, происходившие со мной в России".
"Над собой лучше посмейтесь", - посоветовал мне редактор.
Для меня подобное отношение неприемлемо. Это серьезно угрожает моему стилю жизни: я - писатель-юморист, я живу в России, я пишу о тех сторонах российской жизни, которые, как мне кажется, позабавят моих читателей. Угрюмые продавщицы в магазинах, любопытная, скроенная по византийскому образцу, иерархия российского общества, разобщенность между кибер-эпохой 20-летних и советскими ценностями старших поколений.
Кулинарные дела, такие как салат "оливье" и сало, непосвященным представляются интригующими, так же, как и причудливая система государственных праздников, и уникальное российское отношение к здоровью.
Как-то я пыталась вникнуть в суть такого повального всероссийского увлечения, как дача.
Я не увязывала дачу, согласно общепринятой у иностранцев традиции, с концепцией Великой Русской Души. Я не вела беседы о том, как разглядеть уникальность русской души в чайной ложке домашнего варенья или в дыму костра. А все потому, что, если честно, ничего такого я в них увидеть так и не смогла.
Зато я на себе почувствовала дискомфорт, сырость и ядреных комаров. Об этом я и написала.
Отповедью мне стали саркастические разглагольствования семидесятилетнего журналиста, звучавшие фальшиво и напыщенно. Он попросту обозвал меня "больной на голову".
Ну, скажите на милость, где это сказано, что иностранцы непременно должны разбираться во всех тонкостях России и российской культуры?
Разве у меня нет права выражать свое мнение по поводу российской культуры, так же, как это делал Иосиф Бродский в отношении американской: "что-то мне кажется отвратительным, что-то внушает благоговейный трепет"?
Аэропорт, плевки на улицах, прайм-тайм на российском телевидении я нахожу отталкивающими.
Что касается трепета, то тут список подлинней, в него входят писатели Серебряного века, музыканты "могучей кучки", первое сентября, ветераны Великой Отечественной, загадки Русской православной церкви, КВН, "Квартет И", блестящие российские ученые, академики и художники, а также помпезная галантность российских мужчин-шовинистов и вагнеровская стойкость поколений женщин, повергших на колени Гитлера, Наполеона, Чингисхана и им подобных захватчиков.
От моих российских читателей я слышу примерно следующее: пытаться шутить по поводу России иностранцам не следует.
Хотя повсюду в мире как раз наоборот: англичанин Питер Мейл стал известен во Франции, благодаря своим юмористическим рассказам об эксцентричных жителях долины Люберон.
По ту сторону Атлантики мы, корчась от смеха, читаем в журналах блестящие статьи Якова Смирноффа о его видении Америки, или же восхищаемся писателями-эмигрантами, такими как Лара Вапняр, когда она с издевкой рассказывает о самовлюбленных американцах, мечтающих стать романистами в Нью-Йорке.
Что это, двойные стандарты? Я не собираюсь создавать собственный образ России, как это делали писатели Beet generation в Америке. Я пишу в юмористическом ключе, это не попытка выразить "презрение, цинизм, неуважение к другой стране, ее народу и обычаям".
Я провела большую часть сознательной жизни в России, и теперь уже вряд ли имеет смысл разом все бросить и переключиться на "хот-доги, пепси и бейсбол", как посоветовал мне один читатель, или же, по предложению его единомышленника, на "тучных недалеких американцев, растрепанных американских женщин, не следящих за своим внешним видом, скучную игру бейсбол и тупой праздник Halloween".
"Русские на дух не переносят иностранцев", - сказал мне еще один читатель из России.
Я пытаюсь понять, как эта нетерпимость согласуется с нынешней российской вовлеченностью в проекты, которые, по сути своей, требуют иностранного участия, такие, например, как Олимпиада в Сочи?
У нас есть все для содержательного спора: интересная проблема, страстные читатели, преданные делу писатели и хорошо организованный форум. Я приглашаю вас принять участие в продуманных и обоснованных дебатах. Что вы думаете по этому поводу?
"Холодная война" закончилась уже давно, расслабьтесь", - написал другой мой читатель. Согласны ли вы с этим?
Может ли "русская душа" научиться терпимости по отношению к иностранцам? И вообще, соотносится ли как-то мой пост с "уставом" вашего "монастыря"?
КомментарииОставить комментарий
Вы прекрасно понимаете откуда идет эта раздражительность у россиян.
Дженнифер, в одной из миниатюр И. Губермана (забыл первые строчки) есть слова "... гордиться чистокровностью своей - последнее убежище кретина". Каждому хочется быть замечательным хоть в чём-то - мужем/женой, профессионалом, штангистом, филокартистом ... хоть кем-то! А если уж совсем нечем (себя-то не обманешь) - остаётся чистокровность ... Не стоит обращать на подобные реплики внимания. У Вас очень хороший литературный русскмй язык - спасибо!
С удовольствием приму - когда будет возможность :-( учатие в организованных Вами дебатах - а, может быть, и просто соглашусь с Вашей точкой зрения.
"Холодная война" закончилась уже давно, расслабьтесь", - написал другой мой читатель. Согласны ли вы с этим? - Конечно, закончилась. Вот только "напряжение" я почувствовал только в репликах Ваших респондентах. Вот бы они воспользовались собственным советом ...
Любителя рассуждать о непостижимости для иностранцев "русской души" я бы посоветовал над рабочим столом прикрепить высказывание историка Карамзина : " ... после татаро-монгольского нашествия о чистоте русской крови говорить не приходится"
1. Иностранцы в России, это отдельная тема. Большинство действительно ничего не понимают в ней, что ощущается даже на уровне интонации. Как-то довелось читать выписки императрицы Екатерины Великой о Св. Сергии Радонежском. Екатерина, как мы помним, поставила себе задачу стать русской. Немцы, по моему наблюдению, люди не просто последовательные, но последовательные до потери чувства реальности. И вот, русская немка Екатерина решила вплотную заняться верой своих подданных, ну, то есть прочувствовать ее на "вкус, цвет и запах", для чего и делала специальные выписки из различных источников.
Я прочитал. Это было ужасно. Т.е. даже ужаснее провинциальных американских советологов. А человек старался!..
Если хотите, я могу Вам подбросить критерий, по которому Вы безошибочно определите адекватность русской реальности: В тот миг, когда Вы в сторону иностранцев в России, или просто чего бы то ни было зарубежного, скажете "они" - в этот миг можете смело начинать считать себя тутошней. Хотя... все равно - как в случае с пятаками, которые не "начищенные", но "новые" - всех нюансов все равно не сможете почувствовать и адекватно воспринимать.
2. Отношение к иностранцам ревнивое - да. Мы можем себе позволять не любить нашу Родину, ругать ее последними словами, но не иностранцы. Отсюда, все, что пишут иностранцы о России, уже по самому факту авторства оказывается под подозрением.
Это у русских испокон веков, со времен Рюрика еще. Послы, направленные к нему ничтоже сумняшесь говорили об отсутствии порядка в своей земле, но, если бы рекомый Рюрик что ни будь подобное посмел бы, ему бы указали на дверь. Такая вот у русских собственная гордость - щеголять самоуничижением и рычать на любую попытку согласиться с ним в ответ.
В ответ иностранцы должны закатывать глаза и торопливо, запинаясь восхвалять нас и наши достоинства. Это идеал. Это позволяет нам глядеть на таких иностранцев слегка свысока, как на милых придурков, милостиво дозволяя им придуриваться подобным образом и дальше.
Иностранный критик России, это враг. Он покусился на наши палестины, он своей пятой попрал святое, даже, если это "святое" - непереносимо отвратительные общественные уборные, от которых нас самих воротит.
Тут ведь дело в том, что… оно, конечно, ничего, если что, но коснись какое дело – вот вам и пожалуйста! Т.е. см. пункт первый. Начни объяснять (с нашей любовью к долгим и нудным объяснениям) все равно ничего не поймут, так что лучше и не стараться в конце концов.
3. А теперь серьезно: мы разные. Настолько разные, насколько различаются восточное и западное христианство. «Лысый голодного не разумеет!» Почему? Потому, что лысый все о волосах думает, а голодный о еде. Они просто не пересекаются между собой, хотя внешне могут быть даже похожи.
Можно обуться хоть в лапти, виртуозно играть на балалайке, перепить любого алкаша из подворотни, но это ничего не будет значить. – Нужно «обрусеть». Но, тогда это уже будет совсем другая история.
А что до Ваших литературных страданий, то мне хочется пожелать Вам только терпения и чувства юмора, ибо единственная, на мой взгляд, экспресс методика обрусения иностранца в России.
Дженнифер, поверьте, за последние 20 лет "демократические СМИ" как в России так и на Западе вылили на Россию и русских столько грязи и откравенной лжи, что говорить о каком - либо прекращении "холодной войны" попросту не приходится. Скорее "новая холодная война" приобрела другие формы, менее дорогие чем "обычная" гонка вооружений. НАТО, например, вовсе не самораспустилось вслед за Варшавским договором, а наоборот активно вербует новых членов. Американские военные базы в Европе так и стоят как и 20 лет назад, хотя советских войск в Европе уже нет. История с размещением противоракетных систем в Восточной Европе является самым характерным примером отношения "дружественного Запада" к России. Суть - окружить РФ базами под любыми надуманными предлогами. Конечно на подобном фоне отношения Запада к России любая критическая статья будет вызывать резконегативную реакцию рускоязычных читателей.