Валаам: жизнь церковная и светская
Честно говоря, не ожидала, что меня, автора ЖЖ-сообщества , пригласят поучаствовать в поездке Святейшего Патриарха Кирилла на Валаам.
Однако факт - это произошло: по инициативе Синодального информационного отдела РПЦ я стала первым блогером, который был включен в состав пресс-пула Патриарха.
Валаам, архипелаг в Ладожском озере, еще называют "Северным Афоном", в том числе из-за многовековой уединенности монастыря, находящегося на главном острове, и из-за его отдаленных скитов, известных своим строгим уставом.
Мне - как пишущему и снимающему журналисту - была дана полная свобода: я фотографировала простых людей, старожилов Валаама, монахов, я снимала на богослужениях и официальных мероприятиях, наблюдала за жизнью на острове.
Прибывающих из Сортавалы или Приозерска туристов и паломников первым встречает Никольский скит.
Напротив этого скита теперь освящена Патриархом Кириллом новая часовня Валаамской иконы Божией Матери.
На острове тесно переплелись жизни церковная и светская.
Мне встретились дети, они играли сразу за монастырем. Спрашиваю: на лето приехали?
- Нет, - отвечают, - местные мы.
- Надоели, небось, вам туристы?
- Ну что вы, они хорошие, нам денег дают, вон Маше 100 рублей дали только что.
Прекрасные карельские пейзажи соседствуют с суровой реальностью бытия - дровами запасаются всерьез и надолго.
Мне очень нравилось наблюдать за людьми - туристами и паломниками. Вот эти тетушки, например, "зацепили" визуально.
А этот мальчик-инвалид и его отец - душевно "зацепили". В один из вечеров папа привез сына на пристань. Они смотрели на закат и разговаривали разговоры. Неспешно и тихо. Мальчик рассуждал, о том, сколько кубических километров воды в Ладоге, что полноводнее - Волга или Нева, существовали ли в Византии колокольни, и если да - то как они выглядели. И так далее. Я пожалела, что не взяла диктофон.
Мальчик все повторял, что не хочет прощаться с Ладогой и Валаамом и так и сидел бы, слушая крики чаек. Я вообще не плаксивая и в меру сентиментальная, но слез сдержать не удалось. На следующий день я увидела их на Патриаршей Литургии. Папа искренне молился, закрыв глаза, мальчик следил за ходом богослужения по молитвослову.
Может быть, когда-нибудь этот чудесный, чуткий и начитанный мальчик, наконец, избавится от своего недуга и сможет так же, как и этот его сверстник, выплескивать накопившуюся за время богослужения энергию, бегая и резвясь около храма.
На Валаам многие приезжают не просто так, а с надеждой на что-то. Для кого это здоровье физическое, для кого-то - поиск духовного пути, поиск себя, попытки разобраться в жизни. Мне кажется, что все люди здесь находят ответы на свои вопросы. Этому помогает сама атмосфера острова, пронизанная красотой и духовностью.
Кто был на Валааме, думаю, знает, что в словах и фотографиях не описать всего. Всего я и не пытаюсь, но если получилось передать настроение этого удивительного места, то уже хорошо.